Нет планов на неделю. Запланировать

Почему многие забирают своих детей из школы. И сколько теперь они тратят на учебу.

 

Почему многие забирают своих детей из школы. И сколько теперь они тратят на учебу.

Свободное расписание и каникулы когда надо.

Маша Емельянова стала учиться дистанционно еще до того, как это стало мейнстримом. Ее мама — педагог вуза — однажды решила, что получать знания дома девочке будет легче и продуктивнее. Всё началось с того, что в детском садике и началке Маша часто болела: учителя по основным предметам приходили на дом, а труд, ИЗО и физкультуру семья взяла на себя.
В отличие от сверстников, у Маши расписание свободное: встает во сколько хочет, но обычно ближе к девяти. Завтрак, сборы и учеба. Если есть приходящие репетиторы — Маша готовится к их предметам, а в остальном — учеба в собственном режиме. Каждый вечер мама спрашивает, что выучено и какие планы на учебу завтра.
Каждый месяц на репетиторов Емельяновы тратят по 10–12 тысяч рублей. Учебный год заканчивается в мае, но бывают передышки в течение года по необходимости. Годовые контрольные Маша пишет в своей комнате под присмотром учителя.
— Многие боятся домашнего обучения, дистанта, потому что для большинства это говорящая голова с домашним заданием и неумение организовать себя в своем пространстве, — рассуждает Ирина. — Я думаю, что онлайн теперь навсегда с нами и надо учиться правильно им пользоваться. Всё доступно, надо просто понимать, какой ресурс у нас есть.

Неэффективность обучения в школе

Жительница Тюмени Светлана Иванова перевела свою дочь из-за качества обучения.
— Моя дочь все младшие классы обучалась в школе, но после она попала в 5-й класс, куда «набили» 32 человека, большую половину из которых вопрос, зачем они ходят в школу, поставит в тупик, — рассказывает Светлана. — Но, наблюдая за ними, несложно ответить: общаться; опаздывать на семь уроков из шести; упираться взглядом в учителя после его окрика; забывать сменку. Мы получили классного руководителя, намертво застрявшего в недрах прошлого столетия, наделенного талантом не замечать, что творится в классе, транслировать указания школьного руководства и обижаться на непонимание родителей и постоянный шум. Организовывать учебный процесс пришлось силами всей семьи: бабушка взяла на себя алгебру и геометрию, мама — русский, литературу, историю и иностранные языки. Остальное ребенок учил по учебникам, проверяли знания по тестам из интернета. Первый год, признаётся Светлана, был самым трудным: время на перестройку нужно было и взрослым, и ребенку. Зато в характере дочери неожиданно проснулись новые качества.
— Самостоятельность ребенка, подстегиваемая личной ответственностью, выросла необыкновенно! Дочь теперь сама выбирает, что ей учить, какие программы и темы ей интересны. Даже летом прошла курс финансовой грамотности. Его преподаватель из Высшей школы экономики вела. Всё это она делала самостоятельно, — рассказывает Светлана.
Расписание учебы гибкое, но стабильное: первая половина дня — уроки, вторая — гимнастика и бассейн, зимой лыжи и теннис с дедушкой. Дочь тюменки пойдет в девятый класс, заниматься будет с преподавателями из МГУ и ВШЭ.
— Я подсчитала, что обучение по всем нужным предметам в онлайне обойдется в 80–85 тысяч рублей в год. Исключила ненужные предметы, например ОБЖ, потому что 90% времени на этом предмете детей ничему не учат, — подводит итоги Светлана. — Предметы сдаем в школе на аттестации. После этого нас переводят в следующий класс. Чтобы сдать экзамены, ученику надо быть прикрепленным к школе.

Четыре дня в неделю с одним и тем же учителем

Сын Татьяны Беркман из Челябинска на семейном обучении уже два года. На перевод решились из-за постоянных школьных проблем: в начальной школе часто менялись учителя, за поведением детей никто не следил — посреди урока дети могли встать и ходить по классу или же отвечать, когда их не спрашивают.
— За эти годы у меня сложилось мнение, что школа не учит, а проверяет то, чему ребенка научили дома, — рассказывает Татьяна. — Сын закончил начальную школу на четыре и пять, при этом не владея элементарными навыками. Начался пятый класс — разные учителя, большой объем информации, который опять же должны осваивать самостоятельно. И опять плохое поведение ребенка. Ощущение, что у меня не мальчик, а черт с рожками. А ребенку просто неинтересно. Усердия и ответственности в этом возрасте ждать бесполезно, если они не заложены первым учителем. В итоге уже в сентябре он умудрился скатиться на двойки.
За информацией о домашнем обучении Татьяна пошла в интернет, там же нашла будущего педагога, который сейчас занимается с ее сыном. Четыре дня в неделю мальчик ездит к учителю, который занимается с ним русским, математикой, историей, биологией, географией.
— У него сейчас спаренные уроки — две или три пары в день, соответственно, ребенку не надо брать с собой полный портфель учебников. И домашнее задание он готовит по двум-трем предметам, пусть в большем объеме, но это всё равно проще, чем подготовиться к шести разным, как в школе. У нас нет музыки, ИЗО, физкультуры, но мы занимаемся в секциях по плаванию и карате, я считаю, это лучше, чем на физкультуре стоять в линеечку.
Семейное образование нам в среднем обходится в 20 тысяч в месяц. Аттестовывается ребенок в обычной школе, итоговые оценки — четыре и пять.
Три одноклассника и куратор вместо классного руководителя
Семья Ирины Бахаревой переехала из Новосибирска в Казахстан. Отдавать ребенка в местную школу не хотелось, и тогда Ирина выбрала полное онлайн-обучение. Теперь ее дочь четыре дня в неделю ходит на уроки в Zoom, там же общается с куратором.
— Куратор — что-то вроде классного руководителя, поддерживает контакт с детьми, выясняет, что они поняли, проверяет, как усвоили материал. Оценки не ставят. Куратор очень поддерживает ребят, способных увидеть и исправить свои ошибки. В конце каждой четверти — контрольные работы. Дети их делают тоже на платформе. Если недоволен своим баллом, можешь переделать и разобраться, где ошибся.
Онлайн-обучение, по словам мамы, помогает ребенку жить полной жизнью: кроме школы, ее дочь ходит на теннис, плавание, английский и в художку. В семье Бахаревых пропал стресс от утренних подъемов и вечный страх куда-то опоздать.
— Занятия в онлайн-школе в третьем классе шли четыре раза в неделю. Среда — выходной. Каждый день новые темы или закрепление материала — уроки показывают в записи, а практические задания ученики выполняют на платформе. Смотреть можно на компьютере и в телефоне, — рассказывает Ирина. — Уля не раз училась в путешествиях, делала домашку в гостиницах и в кафе. Конечно, им дают и задания в тетради, иногда надо учить стихи, что-то рисовать, мастерить. Потом дети фотографируют результат и отправляют на проверку.
Единственный минус онлайн-образования — недостаток общения, подводит итог Ирина. В онлайн-классе всего три ученика и куратор, нет перемен и школьных праздников.
— В моем окружении думают, что частная школа — это для отстающих, спортсменов, которым якобы не нужно учиться вообще, или для тех, кто страдает от буллинга в обычной школе. В таких случаях, наверное, онлайн — действительно выход. Но я увидела, что дистанционное образование, когда оно в системе, — это что-то новое и гораздо больше, чем побег от проблем.

У ребенка никто не отбирает детство

Наталья Бровина, сын второй год на семейном обучении:
- Мы пошли во второй класс на семейном обучении, нам нравится, почерк у Миши лучше, чем у сверстников, скорость чтения на уровне 3-4 класса. Мы могли бы сдать аттестацию и 3 класса, но я считаю, что не нужно лишать ребенка детства, он много гуляет и играет с друзьями, благо живем за городом. У меня нет задачи, чтобы он в 8 лет сдал ЕГЭ, есть задача - дать ему более глубокое понимание предметов. По всем предметам я учу его сама. Пользуемся различными образовательными платформами. Ребенок таким образом закрепляет свои знания там. Много занимались даже летом, Миша читал, решал задания по программированию и занимался английским.
Когда ребенок на семейном образовании, нужно с ним много работать самой или искать неравнодушных «семейников» и объединиться в группы. Плюс такой формы обучения еще в том, что ребенок не устает, так как занимается тем, что ему интересно, расписание и темы уроков мы выбираем сами.

Моя дочь - музыкант

— В моей семье воспитываются трое детей — мальчики в возрасте 17 и 8 лет, а также 11-летняя дочь. В прошлом году она закончила третий класс, после чего я забрала ее на семейное обучение. Я могу выделить несколько факторов, которые подтолкнули меня к этому. Первый — моя дочь музыкант, занимается вокалом и фортепьяно, состыковать занятия музыкой и школу было достаточно сложно. Второе — меня сильно расстраивал уровень преподавания. У нас не было претензий к классному руководителю, скорее они касались самой системы образования, когда детей натаскивают на тесты и по факту не оставляют возможности научиться мыслить самостоятельно. Третье — лично я считаю, что в нынешней школе очень много ненужных вещей. К чему, например, десятилетним детям урок успеха, который ввели в нашей школе? Я этого совершенно не понимаю.
Все учебные дни напоминали друг друга и были наполнены суматохой — с 8 утра до 2 часов дня дочка проводила время в школе, потом бежала домой учить уроки, затем неслась в музыкальную школу. Я считаю, что мой ребенок достаточно развит и школьная муштра ее сильно тормозила — девочка обгоняла программу и просто валяла дурака на уроках, если говорить честно.
Когда мы приняли решение обучать дочь на дому, то сразу же сообщили об этом нашей учительнице. Мы были готовы к тому, что она воспротивится, но ничего подобного не случилось — она и завуч по начальным классам отнеслись к нашей затее благожелательно и во всем нас поддержали. За весь четвертый класс мы появились в школе дважды — для того, чтобы написать контрольные, которые одноклассники моей дочери писали в школе. Нам предлагали приходить в школу на консультации, но мы этого не делали — вопросов как таковых просто не возникало.
Главный вопрос, который мне задают все окружающие — как именно построена система обучения дома, ведь там, в отличие от школы, нет учителя. На помощь нам пришли интернет-уроки, сайт всероссийской электронной школы и простые учебники. К счастью, дочь понимала, что теперь все зависит от нее — списать у одноклассника теперь нереально. Мы записались в математический кружок, русский язык преподавала я, окружающий мир девочка учила самостоятельно. В итоге четвертый класс она закончила с двумя четверками, одна из которых была поставлена незаслуженно — педагог увидела небольшую помарку в диктанте, так могла бы быть и «пятерка». Я, кстати, не сильно расстроилась — к тому моменту я уже поняла, что главное — не оценки, а знания, которые она получает.
В этом учебном году мы вовсе ушли из нашей школы по месту жительства и прикрепились к онлайн-платформе.
Конечно, семейное обучение подразумевает ряд рисков — в частности, нужно хорошо распланировать день ребенка. В основном дочь учится в первой половине дня, при этом главным плюсом является то, что она не ограничена во времени — если что-то не понимает, то может остановиться на каком-то параграфе, или быстро пройти то, что она хорошо усвоила. Иногда мы берем перерыв на несколько дней и просто ничего не делаем, однако это никак не сказывается на качестве образования.
Подводя итог, хочу сказать, что я очень довольна системой семейного обучения. Дочь стала серьезнее относиться к наукам, стала более ответственной, теперь она может активнее заниматься музыкой, чего она так хотела. В следующем году я планирую перевести на «домашку» и младшего сына. Во всяком случае, пока я не вижу никаких преград этому.


А Вы хотите, чтобы ребенок учился самостоятельно дома?
Не знаете какую платформу выбрать?

«Уникум» - то, что Вам надо!
• вопросы по всем темам школьных предметов в соответствии с ФГОС
• ответы для самостоятельной проверки
• аудиодиктанты
• тренажер с тестированиями
• планировщик на неделю
• дистанционная аттестации в аккредитованной школе без камер